Мечта
Уже в 9 лет Илизаров определился со своим будущим. Гавриил играл в саду со своими друзьями. Они увидели растущие на дереве груши и не смогли удержаться от того, чтобы их попробовать, тем более, что еды в семье Илизаровых часто недоставало. После этого Гавриил слег с сильным отравлением медным купоросом. Им обрабатывали плоды, чтобы защитить их от вредителей. Из-за рвоты, высокой температуры и боли в животе у старшего сына, родители были вынуждены вызвать фельдшера. Гавриилу помогли, ничто не угрожало больше его жизни и здоровью. Но поправлялся он уже с твердым намерением стать врачом и помогать людям. Такое неизгладимое впечатление на него произвел местный фельдшер, который помог будущему светочу медицины справиться с отравлением.
Кстати, в детстве Илизарову приходилось подрабатывать и браться за тяжелую работу: пасти скот, косить. Поэтому в школу он пошёл уже только в 12-летнем возрасте, но это не помешало ему сдать все предметы и поступить сразу в 5 класс. В 1938 году он экстерном окончил школу-восьмилетку и продолжил учёбу на медрабфаке в городе Буйнакске Дагестанской АССР.
В 1939 году Илизаров стал студентом Симферопольского медицинского института. Через два года началась Великая Отечественная война. Илизаров собирался пойти на фронт, но будущих врачей не отпускали и оставляли в тылу. Институт эвакируют в Казахстан. После окончания вуза в 1944 году, врача по распределению направили на работу в Курганскую область, в больницу села Долговки.
Первый пациент
Молодой врач в условиях полной нищеты берётся за любые операции и успешно их проводит. Он принимает роды, лечит фронтовиков, вернувшихся в село с войны с тяжелыми переломами, которые долго не заживают. Илизарову не даёт покоя мысль о том, как помочь больным людям: он изучает книги, пытается мастерить в своём сарае свой первый аппарат для фиксации кости. Однажды к нему пришла идея, что аппарат должен выглядеть, как колесо велосипеда со спицами, и он начал мастерить: взял черенок лопаты, представив, что эта кость, а металлические стержни – спицы. Так появилась модель будущего аппарата.
Первым пациентом стал местный гармонист, который из-за туберкулёза коленного сустава ходил на костылях. Операция прошла успешно, и уже через пару месяцев мужчина забыл про костыли. Перспективного врача заметили и перевели в Курганскую областную больницу на должность травматолога-ортопеда, а также по совместительству на должность борт-хирурга санитарной авиации.
Аппарат Илизарова
В течение длительного времени Гавриил Абрамович руководил хирургическим отделением в госпитале (Курганская область), куда помещали людей, серьёзно пострадавших в результате военных действий. Это были пациенты с тяжелейшими травмами. Несмотря на попытки лечения, которое проводили врачи, оно оказывалось безуспешным. Именно в то время Илизаров и занялся изобретением новейшего метода, который помог бы успешно сращивать кости после сложных переломов.
Гавриил Абрамович является создателем своей теории, послужившей основой для нового способа лечения переломов. С помощью созданного им аппарата теперь проводят сложнейшие операции по сращиванию костей. Выглядит аппарат Илизарова как сложная и необычная конструкция, изготовленная из металла. Задача аппарата заключается во внешней фиксации костей.
Первый раз Илизаров рассказал о своём аппарате в 1951 году. Как раз тогда хирургическое сообщество проводило научное заседание в Курганской области. Чуть позже хирург доказал, что с помощью его аппарата можно эффективно заместить серьёзные дефекты в костях. В 1968 году ему присвоили докторское звание, при этом кандидатскую степень Илизаров миновал, как и ряд других выдающихся учёных.
Не признанный гений
Вплоть до 1968 года научное сообщество не принимало новшеств Илизарова серьёзно. Ему помог «удачный» клинический случай. За помощью к доктору обратился Валерий Брумель, знаменитый спортсмен, чемпион мира по лёгкой атлетике. Во время очередного прыжка в высоту Брумель получил тяжёлую травму с укорочением одной ноги. Это, безусловно, поставило бы крест на его спортивной карьере, но Илизарову удалось сделать ногу спортсмена длиннее на целых шесть сантиметров. С этой целью доктор применил метод внеочагового синтеза костей с использованием своего аппарата. Через два месяца аппарат был снят, и спортсмен смог вернуться в строй.
В числе знаменитых пациентов числится композитор Дмитрий Шостакович, дописавший в Кургане во время лечения 15-ю симфонию, и итальянский путешественник, альпинист Карло Маури, которого более 20 лет беспокоила старая травма. Вернувшись домой здоровым, Маури напишет книгу «Микеланджело ортопедии».
Мировое признание
После выздоровления Валерия Брумеля Илизарову начали приходить сотни писем в день. Очередь из желающих пройти лечение растянулась на несколько лет. Поехали в Курган и иностранцы.
С 1982 года метод Илизарова начали внедрять в больницах зарубежом. Доктора стали приглашать в Испанию, Францию, Англию, США и другие уголки мира. Сегодня аппарат Илизарова применятся в 60 странах, а его дело в Кургане продолжают ученики в Курганском научном центре «Восстановительная травматология и ортопедия», где ежегодно проводят более 10 тысяч операций. В декабре учреждению исполняется 53 года.
Прорыв
Сейчас аппараты Илизарова применяют для того, чтобы лечить переломы и травмы различного происхождения. Не менее полезны они для пациентов с врождёнными костными дефектами. Также одной из областей использования аппаратов стала ортопедическая косметология. С их помощью пациентам выпрямляют и удлиняют ноги.
Технологии, которые разработал Гавриил Абрамович Илизаров, помогли не только в сферах травматологии и ортопедии. Их переняли нейрохирурги и онкологи. Развитие метода Илизарова продолжают в ведущих ортопедических клиниках мира.
Не берёг здоровье
Илизаров относился к здоровью так: «Да я не знаю, где поликлиника находится».
В 1983 году в Кургане проводили конференцию, которая начиналась в 10:00, а подготовку закончили в 08:45. Он читал доклад, и с него полился пот. Оказалось, что он на ногах перенес микроинфаркт. Потом у него началась перемежающаяся хромота, у него закупорились артерии, появился диабет, ему ампутировали два пальца на стопе.
В 1992 году его пригласили в Германию, по нему было видно, что он болеет, но он не любил, чтобы о нём так говорили. 23 июля Владимир Шевцов встретил его с самолета. В Кургане хотели открыть частный медицинский университет и позвали Илизарова обсудить этот вопрос. Он поехал, договорились, что он станет учредителем. Вечером к нему пришла подруга. А в 4 часа ночи 24 июля она позвонила Шевцову и сказала, что Гавриила Абрамовича не стало.
Гавриил Абрамович долго делал вид, что он совершенно здоровый человек и в медицинской помощи не нуждается.