На счету Папанова – 48 спектаклей и 70 кинолент. Среди его звездных ролей – Киса Воробьянинов в «12 стульях», Сокол-Кружкин в «Берегись автомобиля!», контрабандист Лёлик в «Бриллиантовой руке». Голосом Папанова говорит Волк из «Ну, погоди!» и персонажи почти сотни других мультфильмов
Театр с детства
Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме. Отец – Дмитрий Филиппович Папанов, русский, был военным, служил в охране железнодорожного узла; мать – Елена Болеславовна Росковская, модистка, уроженка Белоруссии, полька, католичка, тайно принявшая православную веру, чтобы выйти замуж за русского..
Отец будущего актёра участвовал в театральной самодеятельности, именно к этому времени и относятся первые появления юного Анатолия на сцене, его (как и сестру), вводили в спектакль, если по сюжету там были нужны дети.
Когда мальчику исполнилось восемь лет, родители переехали в Москву. Папанов вспоминал, что в школе учился плохо, читал мало, а кино и театр очень любил. Часто ходил в клуб «Каучук», который открыли недалеко от дома. Выпускной год Папанов провел в вечерней школе и, чтобы помочь семье, ушел работать на Второй Московский подшипниковый завод в ремонтную мастерскую литейщиком.
При «Каучуке» тогда работала любительская театральная студия, а артистами в ней служили рабочие завода. Они ставили спектакли, водевили, а руководил коллективом актер Театра имени Евгения Вахтангова – Василий Куза. Его коллеги-вахтанговцы учили самодеятельных актеров технике речи, фехтованию и сценическим движениям. Вскоре и Папанов присоединился к труппе. Его первыми ролями стали Гортензио из «Укрощения строптивой» и Пятеркин из «Вассы Железновой».
В труппе часто беседовали о литературе. В такие моменты Папанов боялся, что его тоже спросят, ведь ему нечего было сказать, даже произведения школьной программы он освоил не все. Именно из-за этого страха он начал читать, а после, не смог остановиться – литература стала его увлечением. В клубе Папанов также посещал хоровой класс, изостудию, учился играть на домре.
В 1937 году он впервые снялся в кино, сыграв эпизодическую роль рабочего в фильме «Ленин в Октябре». Затем продолжил сниматься в массовках в таких фильмах, как «Суворов», «Минин и Пожарский», «Ленин в 1918 году».
Папанов на фронте
В 1940 году Анатолия Папанова призвали в армию. Сначала он попал в военную часть в Саратове, потом – в Оренбурге. Весть о войне застала его там. Уже в июле их подразделение перебросили на Второй Юго-Западный фронт – защищать Харьков. В первом же бою из 42 человек взвода в живых осталось лишь 14. Тогда же погиб близкий друг Папанова – студент ВГИКа Алик Рафаевич. Подразделение соединили с другим и снова отправили в бой.
В первую военную зиму Папанов получил тяжелое ранение. Блиндаж, в который они с однополчанами зашли погреться, разбомбили самолеты неприятеля. Все, кто были рядом, погибли. У Папанова была контузия и три ранения, самое сложное из них – в ногу. Первые операции провели во фронтовом госпитале, затем его поездом отправили в больницу в Буйнакске. Ногу удалось сохранить, но, несмотря на все протесты, будущего актера признали инвалидом и негодным к службе.
В 1942 году Анатолий Папанов вернулся в Москву. Инвалидность не позволила устроиться на работу на завод – он с трудом ходил, опираясь на палку. Ему доверили только пост охранника в Народном комиссариате целлюлозно-бумажной промышленности. «Камень лежал на сердце от сознания своей неполноценности», – вспоминал актер.
Возвращение на сцену
Однажды Папанов зашел в Дом культуры «Каучук», в котором играл до войны. Среди артистов остались только несколько старушек и одна девушка. Папанов предложил возродить коллектив и выступать перед рабочими. Новую труппу тепло принимали и на заводах, и на фронте. Именно тогда Папанов и решил поступать в театральный.
На вступительном экзамене в ГИТИСе он прочитал «Сына артиллериста» Константина Симонова. Взяли его сразу на второй курс: там нужны были мужчины. Молодые артисты ГИТИСа ставили отрывки пьес и ездили с концертами в колхозы и на фронт.
Из-за хромоты в студенческих спектаклях Папанов был всегда на вторых ролях. Научиться ходить заново, как все, ему помог преподаватель сценического движения Иван Иванов. Однако, на главные роли его не брали не только из-за хромоты, режиссерам не нравилось, как он произносил звуки. Но прикус исправить не удалось. «Правильной до конца речь моя так и не стала… Не из-за нее ли я получал потом роли разных малосимпатичных типов? Да и мультипликационный Волк (из мультфильма «Ну, погоди!») заговорил моим голосом тоже, наверное, поэтому», – говорил Папанов.
Выпускной экзамен в ГИТИСе Анатолий сдал государственной комиссии на отлично. Ему здесь же предлагали работу в МХАТе, театре имени Вахтангова, Малом театре, но он уехал с молодой женой, которую распределили в драмтеатр Клайпеды. Там он успел в 1948 году сыграть в четырех спектаклях, даже успел получить одобрение в местной газете. А когда в том же году летом приехали с женой к родителям, он встретил молодого режиссера Андрея Гончарова, знакомого по ГИТИСу, и тот предложил ему вместе с женой перейти к нему в труппу в Театр сатиры. После этого они оба работали там до конца своих жизней.
Папанов в кино
В кино Папанова стали приглашать уже в зрелом возрасте – ему тогда было около 40 лет. Успех пришел в 1964 году после роли генерала Серпилина в фильме «Живые и мертвые» Александра Столпера. За эту работу Папанов получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых. После «Живых и мертвых» сниматься звали чаще, попадались и комедийные, и сложные драматические роли. В итоге киноработ оказалось больше, чем театральных: Папанов принял участие в съемках почти сотни фильмов и телеспектаклей, озвучил персонажей 96 советских мультфильмов.
На экране и на театральных подмостках Папанов часто появлялся в дуэте с Андреем Мироновым. Они не были друзьями, но часто устраивали совместные концерты, где читали стихи и пели песни. Вместе актеры снялись в культовых фильмах «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая, «12 стульев» Марка Захарова и в других кинолентах.
В последние годы Папанов почти не снимался. Он набрал курс студентов в ГИТИСе, пробовал ставить спектакли. Постановка «Последние» по пьесе Максима Горького стала режиссерским дебютом Папанова.
Личная жизнь
Еще в ГИТИСе Папанов познакомился со своей будущей женой – Надеждой Каратаевой. В первый день их встречи на ней была военная форма, это и стало поводом для знакомства. Каратаева тоже вернулась с фронта, где служила в санчасти.
Поженились актеры в 1945 году, вскоре после Дня Победы. На их отношениях сказывались профессиональные неудачи, которые сопровождали Папанова в течение почти 10 лет после выпуска из ГИТИСа. За это время актер сыграл лишь в 25 спектаклях, и роли ему отводили второстепенные. Приносили они совсем небольшие гонорары. «Мы жили непросто, – вспоминал актер, – долго откладывали появление нашей дочери на свет. Да и не самым лучшим мужем был я в пору ожиданий своей настоящей роли…»
Дочь Папанова Елена родилась в 1954 году и впоследствии тоже стала актрисой.
Последняя роль
В 1987 году Анатолий Папанов появился в картине «Холодное лето пятьдесят третьего…», где он сыграл политического ссыльного Николая Старобогатова. По сюжету герой вместе с таким же осужденным Лузгой борется в одной северной деревне с группой уголовников, которые вышли по амнистии.
Снимали фильм в селе Руга под Петрозаводском. Лето в этой местности короткое – нужно было успеть запечатлеть все сцены, поэтому актеры больше месяца работали без выходных.
5 августа Папанов приехал в свою московскую квартиру, в это время проходило плановое отключение горячей воды. Страдая от сердечно-сосудистой недостаточности, он тем не менее решил принять холодный душ и умер прямо в ванной от сердечного приступа.
Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище.