Со школы мечтал о небе
– Наверное, другого выбора профессии для себя я даже не рассматривал. Куда еще поступать здоровому юноше с хорошими способностями к арифметике? А это очень важно в штурманском деле. Так выбор и пал на авиационное училище, самым близким из которых был ЧВВАКУШ, – рассказывает Владимир Лаврентьев. – К тому же, когда учился в школе, к нам приезжали наши курсанты, которые там учились, так вот, они агитировали нас поступать именно туда – может быть, и это в какой-то степени сыграло свою роль.
Конкурс в летное училище и в те времена был немаленький.
– Успешно сдал вступительные экзамены и попал на первую мандатную комиссию. Посоветовали идти на отделение дальней авиации, где я проучился три года. А затем нас перевели на факультет морской ракетоносной авиации, – вспоминает Владимир Вениаминович. – Нагрузки, конечно, были большие. Помню, как-то во время учебного полета после разворота возвращались ночью домой. А ветер был попутный и очень сильный, в результате, когда скорость перевалила за 1000 км в час, наш старый самолет начал трещать. Тогда, конечно, я порядком испугался.
Первым делом – вертолеты
В 1981 году после окончания училища молодой лейтенант Лаврентьев для прохождения службы по распределению был направлен в Крым на Черноморский флот, где был назначен штурманом экипажа в Отдельный корабельный противолодочный вертолетный полк, который базировался вблизи Евпатории.
– На самом деле, изначально мне предложили летать на ТУ-16, а это были очень старые самолеты. Тогда я принял решение работать на вертолетах палубного базирования. Самостоятельно переучился и после отпуска приступил к ознакомительным полетам, – говорит Владимир Лаврентьев.
Так Владимир Вениаминович оказался между морем и небом. За время службы он исполнял обязанности начальника штаба эскадрильи, а также начальника разведки полка. Более того, при подведении итогов боевой подготовки за год неоднократно признавался лучшим штурманом полка.
– В ходе службы осуществляли слежение за кораблями и подводными лодками, принимали участие в спасательных операциях в Индийском океане и Красном море, осуществляли целеуказание по американским ударным группировкам, – рассказывает чесмянин. – Проводили и тренировки, которые, в основном, проходили в Черном море.
Служа на крайнем рубеже
Между тем, несение боевой службы нередко было сопряжено с опасными моментами. В частности, Владимир Лаврентьев принимал участие в слежении за американскими кораблями во время столкновения кораблей ВМС США и СССР в Черном море 12 февраля 1988 года.
– Тогда советские боевые корабли осуществили навал на американские судна, после чего американцы строго соблюдали правила – во время тренировочных полетов не подходили ближе, чем положено, – уточняет Владимир Вениаминович. – Также мы часто бывали в сирийском Тартусе и ливийском Триполи – тогда там размещались базы нашего Военно-Морского флота. Причем я лично был знаком с тогдашним правителем Ливии Муаммаром Каддафи. Тогда, кстати, ливийцы жили достаточно неплохо.
Пора домой
В 1992 году Владимир Лаврентьев в звании капитана вышел на пенсию по выслуге лет.
– Когда вернулся с боевой службы на корабле комплексного снабжения «Березина», товарищи интересовались, уеду ли я на Родину, – рассказывает Владимир Вениаминович. – Откровенно говоря, если бы не распад Советского Союза, скорее всего, так бы и остался жить в Крыму. Но тогда принял решение вернуться на Урал.
За годы жизни в Чесме Владимир Лаврентьев работал на руководящих должностях в различных организациях, сегодня он занимает должность заместителя директора по охране труда и техническому обеспечению ФОКа «Спарта». Вместе с супругой воспитал сына и дочь, которые подарили дедушке и бабушке пятерых внуков.
– Продолжаю общаться с бывшими сослуживцами. Часто езжу на авиационные парады в Челябинск, на круглые даты в авиационное училище, – говорит Владимир Вениаминович.
Праздников много не бывает
– Поскольку волей судьбы получилось так, что я отмечаю сразу несколько профессиональных праздников, – дни Военно-морского флота, Военно-воздушных сил, морской авиации и палубной авиации – частенько шучу, что я – сплошной праздник, – смеется Владимир Вениаминович.
Согласно давней традиции, в эти дни члены семьи Лаврентьевых собираются вместе, чтобы поздравить мужа, папу и дедушку с праздником.
– И дети, и уже внуки знают, что обязательно положено построение, затем – подъем флага, – улыбается Владимир Лаврентьев.
Наталья КОРОЛЬКОВА
Фото автора
Любое использование материалов запрещено без согласия автора