Петр Иванович родился в поселке Зеленая Долина и после окончания Углицкой школы в 1971 году был призван в ряды армии.
– Забрали меня практически сразу после совершеннолетия, – рассказывает чесмянин. – Шестого ноября мне исполнилось 18 лет, а спустя пять дней – призвали на службу.
Только что призванные юноши сначала поступают в учебный центр: попал туда и молодой Петр. После шести месяцев обучения в Кронштадте он был направлен в поселок Гремиха Мурманской области – пункт базирования Северного флота страны.
– Изначально я знал, что буду служить на Морфлоте: с военкомата уходил по рекомендации, тогда нас с области от комсомола целенаправленно отправляли десять человек для прохождения службы на подводной лодке «Челябинский комсомолец», – вспоминает Петр Иванович. – Однако потом, судя по всему, затерялись в учебке эти рекомендации, и я попал на совершенно другую дизельную подводную лодку.
На протяжении двух с половиной лет Петр Зиновьев проходил службу в должности моториста – он был одним из тех, кто отвечал за функционирование двигателя огромной машины, бороздившей водные просторы Северного, Баренцевого и Норвежского морей.
– Каждой специальности на подводной лодке соответствует своя боевая часть, что-то вроде отделов в компании. Первая – штурманская, вторая – ракетная, третья – мино-торпедная, четвёртая – радиотехнических средств и связи и пятая – электромеханическая. В этой самой пятой части я и управлял дизелем под руководством командира отделения, – поясняет ветеран военно-морских войск.
Принято считать, что служба моряка-подводника – самая опасная из всех военных профессий. Поэтому тот, кто выбрал себе такой путь, должен иметь не просто крепкое, а безупречное здоровье, ведь приходится находиться в полной изоляции от внешнего мира под толщей воды неделями, а иногда и месяцами.
– Численность экипажа нашего судна вместе с офицерами составляла порядка 80 человек, в целом это считалась довольно большая дизельная подводная лодка. За все время службы в дальнем походе я был один раз – тогда мы опускались на 75 суток: именно на столько дней и была рассчитана автономность нашей лодки. Периодически всплывали по ночам, проветривали отсеки, – говорит Петр Иванович. – А вообще, жить в замкнутом пространстве не так трудно, как кажется. Во многом потому, что ты всё время занят.
Как признается чесмянин, во время службы на подводной лодке опасных ситуаций не возникало.
– Хотя, конечно, может быть, нам об этом и не говорили, – улыбается он. – По окончании службы предлагали остаться на флоте, но я принял решение вернуться домой.
В 1974 году, приехав на малую родину, Петр Зиновьев приступил к работе в Березиновском совхозе, а вскоре переехал в Чесму, где трудился водителем до выхода на заслуженный отдых.
– Пытался в интернете найти бывших сослуживцев, но, видимо, все затерялись на просторах былого СССР, – говорит Петр Иванович. – В то же время общаюсь с земляками-ветеранами ВМФ – каждый год встречаемся на празднике в Парке воинской славы.
Наталья КОРОЛЬКОВА
Фото автора
Любое использование материалов запрещено без согласия автора