В архивных документах 1957 года, в протоколе сессии депутатов районного совета, всего семь слов: «… рассмотреть вопрос о воздушном сообщении с Челябинском». И в следующем, 1958 году, уже в таблице бюджета, в расходной графе на строительство аэропорта: «360 тысяч рублей». А по большому счёту это значило, что в нашем селе будет построен, будет сдан в эксплуатацию аэродром! У нас будут летать самолёты! Каждый житель района сможет очень быстро и комфортно добраться в областной центр, или в Магнитогорск, или в больницу, или в гости, или на учёбу. Мы будем летать! Жизнь на селе становится лучше. А пока на окраине деревни около водокачки есть взлётно-посадочная площадка для чрезвычайных ситуаций, и контроль за нею осуществляет начальник милиции, по совместительству, комендант - Сухенко Степан Иванович.
Решили построить и построили! Возвели аэровокзал, огородили аэродром на западе от Чесмы, установили оборудование, поставили столб с определителем направления ветра – «штаниной».
В 1959 году 25 января состоялось торжественное открытие аэропорта. Праздник удался: громко играла музыка, работал буфет, в котором продавали пирожки, газировку и мороженое. Самый главный блеск этого дня – катание на самолёте, когда «лётчик соколом кружит над моею хатой», и ты в иллюминатор с высоты птичьего полёта видишь землю, дома, улицы, людей. Незабываемые впечатления и чувства: страх, волнение и радость всего за десять рублей. Целый мешок денег увезли организаторы этого праздника!
В этот праздничный для чесмян день и приступил к своим прямым служебным обязанностям двадцатишестилетний старший лейтенант в отставке Андрей Петрович Гавин в должности начальника радиостанции.
Родился Андрей в небольшой деревушке Тугунка (иначе - участок №28 Чесменского района, или Ключи) в семье Петра и Пелагеи Гавиных 16 октября 1932 года. Так уж сложилось, что Пелагея Матвеевна растила троих детей одна, мужа отправили в Магнитку на стройку, и оттуда он не вернулся, пропал без вести. Жили в большой нужде, даже какое-то подобие обуви шили сами, поэтому уже с 10 лет Андрей работал - помогал конюху и ухаживать за лошадьми, и пасти их. Начальная школа была в своей родной деревне, а 5-8 классы окончил в Чесме. Учёбу продолжил в Коркино в Горном техникуме, учился на станочника, поселился в рабочем общежитии, получил 30 рублей подъёмных - большие деньги по тем временам. И началась весёлая жизнь с друзьями. Но старший мастер Алексей Иванович Медведев заметил смышлёного трудолюбивого паренька и уговорил его забрать документы в техникуме и поступить в Горнопромышленную школу всего на полгода учиться на помощника машиниста электровоза и в вечернюю школу в 9 класс. Основной плюс этого варианта – Горнопромышленная школа находилась на государственном обеспечении: накормят, оденут, обуют. Удостоверение помощника и повестку в армию получил одновременно, но ещё не доучился в школе – нет аттестата. Дали отсрочку. Успел поработать помощником машиниста электровоза на Вскрытном разрезе треста « Коркинуголь». Получал большую зарплату, позволившую хорошо одеться, купить часы и даже мотоцикл. А когда пришла пора служить в рядах Советской Армии, наверняка, снова повезло. Военком просмотрел документы и предложил поступить в военное училище. Был выбор: Ленинградское мореходное, Челябинское авиационное, Омское пехотное или Омское Чкаловское авиационное. Самым привлекательным было Ленинградское мореходное, но было уже поздно, не успевал пройти комиссию в связи с долгим переездом. Сделал выбор: Челябинское авиационное. С 24 июля 1952 прошёл школу молодого бойца и начал учёбу на начальника связи эскадрильи. Через год осенью работали на уборке урожая в Белоруссии близ города Новозыбково. Челябинское авиационное училище связи дальней авиации переводят в город Кирсаново Тамбовской области, а училище в Челябинске с 1953 года учит только военных штурманов. Быстро пролетели годы учёбы на новом месте, отгремел выпускной, отзвучали торжественные слова поздравлений и напутствий полковника Волкова, промелькнул отпуск дома в родной деревне, короткая встреча с родными и друзьями. Молодой новоиспечённый лейтенант (а их в выпуске всего двенадцать), проходит стажировку в Бобруйске на поршневых самолётах Ту-4 и отправляется работать на аэродром стратегической авиации в город Узин Киевской области. Через месяц на полгода всех откомандировывают в город Иваново осваивать новейшую технику – реактивные Ту-16 и Ту-95 (кстати, эти самолёты и сейчас на службе в ВВС России), осуществлять учебно-тренировочные полёты. И через полгода снова в город Узин уже работать начальником связи эскадрильи.
Работа была самая настоящая, мужская! Очень интересная, трудная, требующая много напряжения и знаний. Восемь человек экипажа, каждый выполнял свои обязанности. Полёты продолжались шесть – двенадцать часов без посадки, над пограничной полосой и нейтральными водами, над нашими сторожевыми крейсерами, проверяли неприкосновенность советских границ, сбрасывали бомбы и снаряды в намеченную цель. Случались и аварийные ситуации, но военная дисциплина, отличные знания и слаженность команды позволяли с достоинством выполнять задания.
И когда появилась возможность, Андрей Петрович написал рапорт об увольнении по собственному желанию, хоть и непросто было принять такое решение. Переехал поближе к маме Пелагее Матвеевне, ей уже нужна была помощь. Брат в это время жил в Новосибирске, сестра – в Беловке.
Вернуться в Коркино не получилось. В Челябинском аэропорту предложили работать радистом на Ил-18. В Чесме в это время строили аэропорт. 30 мая 1958 года Андрей Петрович приезжает в Чесму работать в должности начальника радиостанции. С зимы начинают летать пассажирские Ан-2 по 3-4 рейса в день. Можно было летать в Порт-Артур нашего района, в Фершампенуаз Нагайбакского района, в Магнитогорск, в Челябинск. Часовой полёт за пять рублей доставит тебя в Челябинск, сорок минут за три рубля пятьдесят копеек - и ты в Магнитогорске. Особенно это нравилось студентам, вечно скучающим по дому. Начальника радиостанции уже назначили начальником аэропорта, и он прекрасно справлялся со своими обязанностями. Пятого декабря 1960 года сыграли свадьбу с Лидией Александровной, в то время она работала в «Полете» в Челябинске, они познакомились на уборочной кампании в Чесме.
Уют и комфорт создавались не только в здании аэропорта. Всюду был порядок: негромко лилась музыка, чистотой сиял каждый уголок, с утра до вечера работала касса с билетами (заказать их можно было в любую точку нашей необъятной страны), в палисаднике цвели неброские цветочки, на столбе развевался определитель направления ветра. Самолёты выполняли свои рейсы зимой и летом, весной и осенью, в любую погоду, кроме экстремальной. Незадолго до приближающегося гула начальник объявлял о рейсе прилетающего самолёта, о мерах безопасности, а потом обходил территорию аэродрома, раскладывал ориентир – белую тканевую «Т», устанавливал три флажка и встречал самолёт, принимал почтовый мешок, провожал пассажиров. Это была только видимая часть его работы. Позднее с Гавиным в команде работали жена и коллега Лидия Александровна, Александр и Нина Щёлоковы, Илья Мезин. Аэропорт передавали из рук в руки: в Челябинское, Магнитогорское, Свердловское авиапредприятия, а Андрей Петрович оставался его бессменным начальником до закрытия Чесменского аэропорта, до третьего июля 1992 года.
Доводилось и отдыхать: в доме отдыха в Ялте соприкоснулся с красотами Крыма и морским простором, на Курилах поплавал в горячих гейзерах, дважды побывал во Владивостоке у друга генерал – майора Михаила Азарова (родом тоже из нашего района, из Нового Пути), порыбачил удочкой с ним в Японском море.
За эти тридцать четыре года получил многочисленные поощрения, благодарности, памятные подарки, Почётные грамоты, денежные премии, значки победителя в социалистическом соревновании, медаль «Ветеран труда». Верна поговорка: «Где родился, там и пригодился»!
Теперь семья Лидии Александровны и Андрея Петровича на заслуженном отдыхе. Пятого января они отметили пятьдесят пятый день рождения семьи. Каждый год, да что там год, каждый день в этой жизни прожит достойно! Живут в домике, создав там все удобства на современном уровне. Встречают гостеприимно друзей, знакомых, родственников. Любовью, заботой, повышенным вниманием поддерживают друг друга. Занимаются огородом, заготовками. Есть и хобби. Андрей Петрович сохранил семейное увлечение – играет на балалайке и на гитаре, задорно поёт частушки. Лидия Александровна готовит изысканные вкусности, любит вязать. А вместе они осваивают саму современность – ноутбук: хочется найти сослуживцев. У них всё получится, они сильны духом. В их доме царит Любовь.
Во дворе больным напоминанием о потерянной советской инфраструктуре, созданной для лучшей жизни в деревне, на высоком шесте крутится-вертится «ветряк».
Благодаря рачительному хозяину, курятник называется «аэропорт». А может это память о чём–то невозвратно потерянном?
Р.S.С каким оживлением, с чувством большой благодарности за то прекрасное чудо в нашей Чесме вспоминают жители района. Вот только некоторые из них: Т. И. Мазур, В. П. Клепикова, Т. В. Кайтанова, П. П. Шеметова …
Летали самолетами…