По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, за период с января по июль текущего года уровень киберпреступности в нашей стране стал ниже на 8%. К такому результату удалось прийти благодаря системной работе правоохранительных органов, в том числе профилактической. Однако пока одни схемы обмана, такие как «Звонок из полиции», «Мама, я попал в ДТП», «Опасный вирус», «Победа в лотерее» и прочие уходят в прошлое, появляются другие – еще более хитрые, искусные и, на первый взгляд, прозрачные. Последней «новинкой» в сфере телефонного мошенничества являются звонки от лжеоператоров сотовой связи.
В телефонном звонке мошенники представляются сотрудниками службы поддержки оператора и пугают абонента, к примеру, скорой блокировкой номера. Для его сохранения человеку предлагают набрать определенную комбинацию цифр, которую диктует «сотрудник». Набор этих цифр подключает переадресацию звонков и смс, в том числе с кодами от банков, на номера обманщиков. Таким образом мошенники получают возможность управлять банковскими счетами дистанционно и красть денежные средства. А с помощью полученных паспортных данных на имя жертвы мошенники могут оформить кредит или фирму-однодневку. Также украденная информация может быть использована ими для шантажа и регистрации на различных сервисах.
По данным пресс-службы Главного управления МВД России по Челябинской области, с начала года в регионе совершено почти 6400 киберпреступлений. Ущерб, причиненный гражданам, составил более 800 миллионов рублей.
«Схемы телефонных мошенников постоянно меняются. Чтобы «втереться» в доверие и «выудить» у человека нужную информацию, злоумышленники способны на многое. К примеру, они звонят с подменных номеров, которые высвечиваются как совершенно безобидные или даже короткие. Те, кто представляются сотовыми операторами, сразу же стараются напугать человека. Они могут сообщить, что номер абонента будет заблокирован или ему подключена бесполезная услуга за какие-нибудь огромные деньги. К примеру, переадресация за 270 рублей в день. Или говорят, что стоимость тарифа возросла, но есть отличное предложение по меньшей цене. То есть мошенники всегда сначала шокируют человека, выводят его из равновесия, а потом предлагают ему «спасение», – рассказала начальник отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Челябинской области, подполковник внутренней службы Елена Епимахова.
Чтобы предупредить киберпреступления и телефонное мошенничество, гражданам необходимо знать тактику преступников и то, как реагировать на их «вызовы». Так, сотовый оператор «Билайн» предупреждает: во время разговора с кем бы то ни было ни в коем случае нельзя набирать комбинацию цифр, которую диктуют «сотрудники». Не стоит также называть свои паспортные данные и перезванивать на номер, с которого поступил звонок. Для каждого сервиса и приложения лучше использовать разные пароли и подключить двухфакторную аутентификацию. Если звонит якобы оператор сотовой связи, то не стоит вестись на предложения о переходе на более выгодный тариф, бонусы и кешбэки, отключение платной услуги и так далее. Информацию обо всех «уникальных предложениях» нужно перепроверять в официальной службе поддержки операторов, на их сайтах или по телефонам «горячей линии».
По материалам Центра управления регионом Челябинской области.
В России снижается число киберпреступлений, но появляются новые схемы. Так, сотрудники правоохранительных органов фиксируют все больше случаев обмана доверчивых россиян лжеоператорами сотовой связи.
Опубликовано в
Закон и порядок