– Юрий Петрович, Ваше предприятие было создано в 90-е годы – достаточно непростые времена для нашей страны. Почему Вы решили заняться именно сельским хозяйством, а не каким-то другим бизнесом?
– На самом деле, все гораздо проще. Мое детство прошло рядом с мельницей, неподалеку от которой располагался родительский дом. Сама мельница, принадлежащая ХПП, была старой и заброшенной, наверное, поэтому никто не хотел брать ее на содержание. Наступил 1990-й год, жена стала зарабатывать больше, чем я. А мне это очень не нравилось, все-таки я считаю, что семью должен обеспечивать мужчина (улыбается – прим. автора). Начал размышлять, чем бы заняться, и отец предложил: «Слушай, мельница же заброшена. Давай, восстановим и будем работать». Помню, покупка обошлась нам в 15 тысяч рублей – по тем временам деньги очень большие. Мы взяли кредит в банке, создали предприятие и начали вместе с родителями восстанавливать мельницу. Потом отец привлек к работе дядю Мишу Ингисаева.
– Наверное, запустить дело было достаточно непросто?
– Мельница, конечно, тогда была в сильном запустении. На то, чтобы наладить работу, ушло несколько месяцев. В первую очередь начали производить подольскую муку – нечто среднее между первым и высшим сортом. Я тем временем вникал в мельничное производство, чтобы понимать, каким образом налаживать процесс, занимался дальнейшим расширением предприятия – заключал договора, искал оборудование, занимался закупками. Все делали по большей части на кредиты. Параллельно приобрели первую технику – два трактора Т-170 с ЧТЗ, а также две грузовые автомашины Урал. Конечно, мы их приспосабливали под сельскохозяйственные работы – деваться было некуда, в то время и эта техника была достижением. Вначале работали на 500 гектарах – эти земли нам выделили из фонда района. Пахали вдвоем с отцом, подменяли друг друга на тракторе, который приспособили под плуг. Так постепенно и встали на ноги, и только потом начали дополнительно принимать людей.
– А когда пришло решение заняться животноводством?
– Знаете, изначально такой задачи у нас не было. Так получилось в результате распада новоукраинского колхоза в конце 90-х годов. Чтобы перезимовать, мы подремонтировали местную ферму, а к весне здания стали разваливаться. И мы были вынуждены перевести скот в Чесму: все-таки здесь базовки находились еще в более-менее приемлемом состоянии. Пригласили специалистов, которые осмотрели строения и на десять лет продлили срок эксплуатации. В среднем держали порядка 950 голов со шлейфом.
– И, тем не менее, в 2018 году Вы приняли решение убрать животноводческую базу?
– На то было несколько причин. Понимаете, зачастую в молочном направлении либо нулевая рентабельность, либо совсем небольшая прибыль. А мы терпели большие убытки – около пяти миллионов рублей ежегодно. К тому же в нашей климатической зоне довольно сложно получить качественные корма. Поэтому приходилось выбирать между количеством и качеством кормовой базы. В целом, пробовали выращивать, доращивать поголовье, пытались найти наиболее оптимальный вариант, чтобы добиться рентабельности. К сожалению, не получилось.
– Технику часто обновляете?
– У нас обновление сельскохозяйственной техники – процесс достаточно непрерывный. И это нужно делать постоянно, ведь машины мы эксплуатируем весьма интенсивно, и уже через восемь лет использования техника приходит в негодность. Поэтому в настоящее время автопарк хозяйства состоит из преимущественно новой и современной техники. Более того, сегодня мы больший упор делаем на автоматизацию труда – перекладываем груз ответственности на электронику, в результате меньшее количество людей выполняет большие объемы работы, причем в достаточно комфортных условиях.
– Кстати, о людях. Сколько сегодня сотрудников числится в штате предприятия?
– В пределах сотни человек. Конечно, текучка была, есть и будет. Но основной костяк коллектива – постоянный. В то же время у нас работают не только жители Чесмы и соседних поселков, но и Варненского района. Сегодня и трудиться можно в более комфортных условиях, нежели ранее. Вроде, и молодежь работать идет, но недостаточно. Не хватает механизаторов – наверное, нестабильность все равно дает о себе знать. Мы не увольняем людей на зиму, но в это время года они все равно зарабатывают на порядок меньше, нежели в период посевной и уборочной. Допустим, хороший механизатор, который добросовестно работает, на уборке в месяц зарабатывает по 100 тысяч рублей, а зимой всего лишь 10-15 тысяч. А люди хотят стабильную зарплату в течение всего года.
– Юрий Петрович, сегодня земля, на которой работаете, больше в собственности или в аренде?
– Работаем преимущественно на арендованных полях. Хотя в последнее время стараемся приобретать земли в собственность. Признаться, раньше я был противник такого подхода: в аренде – и пусть в аренде. А ведь техника куплена под определенный объем работ и, получается, если не использовать ее в полную силу, сильно падает рентабельность. Поэтому и стали выкупать земли, и сегодня порядка 25-30% земли у нас находится в собственности.
– Планируете на следующий год изменения в структуре посевных площадей? Вы же любите экспериментировать с новыми культурами…
– Это нормальный рабочий процесс – пробовать что-то новое, смотреть, насколько это приживется и будет рентабельно. Пытаемся внедрять новое – тот же рыжик: он ни у кого не приживается, но мы все-таки стараемся (улыбается). Пробовали все: и нут, и чечевицу, и люпин. Одно идет, другое – нет.
– Сегодня у Вас и дочь активно вникает в работу?
– Да, она взялась за это дело. Хочет жить достойно, поэтому стала интенсивно изучать технологию. Занимается юридическими вопросами предприятия и довольно успешно.
– Юрий Петрович, как Вы считаете насколько сегодня выгодно заниматься сельским хозяйством в России?
– Работать всегда выгодно, если ты подходишь осознанно к своему делу. В сельском хозяйстве все создается годами, по-быстрому здесь «срубить» не получится. На развитие любого дела нужно потратить огромное количество времени, наладить процесс, изучить технологию. И только потом идет отдача. И главное – когда человек любит свое дело, оно гораздо лучше получается.
Сегодня ООО «Рассвет» – одно из крупнейших сельхозпредприятий Чесменского района. По размерам посевных площадей хозяйство занимается второе место в муниципалитете.
В этом году на 11 тысячах гектарах были посеяны пшеница, ячмень, горох, гречиха, чечевица, подсолнечник, лен.
Наталья КОРОЛЬКОВА
Фото автора