– «Жизнь прожить – не поле перейти!» – так всегда говорит моя мама. И мы ей верим, ведь нашей мамочке в этом году (15 июля) исполнится 99 лет. Мама родилась в 1921 году Белоруссии, в маленькой деревне Минской области.
Её доле – не позавидуешь. Маме было восемь лет, когда началась коллективизация. Она хорошо помнит, как плакала бабушка, когда к ним на подворье согнали всех коров из деревни, и как радовалась мама: было три коровы, а стало много.
Моя мама была четвёртым ребёнком в семье и самым любимым. Разница между ней и старшими детьми была в 10, 15 лет и в 21 год. Мама училась в школе. С пятого класса нужно было ходить на занятия в соседнюю деревню за пять километров. Так мама закончила шесть классов и больше в школу не пошла. Бабушка сказала строго: «Не хочешь учиться, пойдёшь со мной работать в колхоз!» Так с 13 лет началась трудовая жизнь моей мамы. Посадка, прополка, уборка картофеля, свёклы, затем сортировка – мама трудилась до поздней осени. Бабушка рано научила маму прясть, вязать, шить. А когда она стала постарше, то научилась дёргать лён, складывать в снопики, жать рожь.
Жизнь налаживалась, мама повзрослела и уже самостоятельно работала в полеводческой бригаде. Она всегда была активисткой: участвовала в выборах, в художественной самодеятельности. Днём – работали в поле, вечером – дома, в праздники – веселились. Верили в будущее.
1941 год. Маме 20 лет. В роковые выходные она поехала в город Слуцк к старшей сестре. Там и узнала о начале войны. Пешком (36 км) не шла, а бежала домой. Колхозное имущество (плуги, бороны, лошади, коровы) разделили по колхозникам. Началась страшная жизнь, необходимо было всегда быть начеку.
29 июня немцы уже были в районе. В деревне не задерживались, боялись леса, ведь кто не успел уйти на фронт через военкомат – ушли в леса и стали организовывать партизанские отряды. Ушел в партизаны и будущий мамин муж, наш папа Матусевич Иван Тимофеевич. Ему ещё не было 18 лет.
Немцы в деревне назначили старосту, который должен был наводить «порядок» и докладывать обо всем в район. Основная работа у него была поставка мяса. Моя мама шила партизанам нижнее белье, маскировочные халаты, вместе с девчатами вязали носки и варежки. В сенях дед вырыл яму, куда, в случае приезда немцев, сбрасывалась швейная машинка и ткань.
Мама рассказывала много страшных эпизодов из военного времени, как все они из деревни бежали в лес, захватив, кто мог, корову на верёвке, ведь бежали с детьми, не зная на какое время, а детей нужно было кормить. Как ели ягоды и кору деревьев, пили из болота. И как однажды осенью втроем заблудились в лесу. Трое суток не могли выйти, а ночи холодные, грелись, прижавшись друг к дружке. И о том, какие жестокие были налёты карателей – вот тогда было страшно: выводили стариков зимой раздетых, разутых, били и допытывали где партизаны, где партизанский семьи. После неоднократных таких допросов умер мамин отец, ему было 78 лет.
Партизаны в деревню наведывались часто. Население знало всю информацию о ходе боёв и верило в победу. Отряд, в котором служил папа, тоже наведывался частенько, уже тогда между ними с мамой возникли чувства.
После Сталинградского поражения немцы стали ещё сильнее зверствовать, чаще стали наезжать в деревни. Соседнюю деревню Масявичи сожгли вместе с жителями. Мама до сих пор помнит эту дату – 2 февраля 1943 год.
Но молодость есть молодость. Собирались на вечерки, пели песни, мечтали, клялись: «Будем работать днём и ночью, только бы закончилась эта проклятая война!»
Про питание мама как-то не рассказывала, а вот что соли не было – это да! В районе на базаре меняли лошадь на пуд соли (пуд соли – 16 кг). А где взять лошадь? Мамина старшая сестра пошла обменять для партизан лошадь на соль, так немцы и лошадь забрали, и её посадили.
В колхозе до войны был склад с удобрением. Так вот хозяйки брали удобрение, заливали водой, размешивали, отстаивали, разводили и готовили пищу.
В июле 1944 года маме была назначена отправка в Германию, но немцы опоздали: партизан предупредили – будьте осторожны, здесь будут проходить на днях большие бои. Бои закончились победоносным освобождением нашей территории, а в начале августа 1944 года Белоруссия была полностью очищена от фашистов.
Сколько было радости, сколько было слез! И было много работы. Нужно было собирать «в кучу» колхоз. Мужики ещё на фронте… Маму снова избрали бригадирам. Работали дети, женщины и старики, работали не жалея себя, без отдыха, на благо Победы.
9 мая был обыкновенный рабочий день в поле. Смотрят трудяги – во весь дух несётся лошадь. Подросток сообщил, что закончилась война и что всем нужно идти в деревню. Собрали митинг, накрыли прямо на улице столы. Первыми усадили за них плачущих вдов с детьми. Угощались, праздновали, плакали и веселились.
Стали возвращаться мужчины. Жизнь пошла своим чередом. Вернулся с войны и наш папа. Как мама говорит: хоть хромой, но с ногами и руками. Он получил контузию и ранение в ногу под Кенинсбергом. Маме письма писал ещё с фронта, а как вернулся – думали недолго, в 1946 году расписались. В 1947 году родилась я, а в 1949 – брат Иван.
В послевоенные годы жизнь в Белоруссии была очень тяжелая. В 1952 году началось плановое переселение из густонаселенных мест. В 1953 году наша семья: папа, мама, бабушка (папина мама) и мы – поехали на Урал. Остановились в деревне Бутаки Сосновского района. Там папа работал бригадирам в животноводстве, мама – в тепличным хозяйстве. А в 1954 году папа поехал в гости к родственникам в поселок Углицкий (они переехали туда ранее, в 52-м году). В колхозе «Красный боец» в тот год был невиданный урожай и колхозники получили на трудодни много хлеба (пшеницы). Папа был ошеломлён и сразу пошёл к председателю. Руководил тогда колхозом Яков Васильевич Жеребкин, папе дали добро на переселение и вот с тех пор наша семья стала жить в Углицком. Здесь, на Урале, у родителей появились на свет еще две девочки – Лариса и Валентина.
Папа много лет работал прорабом, потом долго болел (война дала о себе знать), Затем – инвалидность и в 1993 году в 69 лет папа ушел из жизни. Маму мы отдыхающей не видели. Она не гнушалась никакой работы. Нужно на зерносклад – шла туда, нужно на строительство клуба – пожалуйста. А более 20 лет она проработала птичницей. С работы придёт, а тут хозяйство, нас четверо. Все успевала наша мамочка. В 1976 году она вышла на пенсию, но и ещё по просьбе агронома восемь лет работала на колхозном огороде.
Всё конечно было в жизни: и хорошее, и плохое, и трагическое. У наших родителей девять внуков, 13 правнуков и одна праправнучка.
Мы часто беседуем с мамой о жизни о нашей малой родине. Ей, как сельской жительнице, жалко, что разрушили колхозы. Вспоминает она, как утром шли мужики в МТМ, как соседские ребятишки возвращались с ночной пахоты, как с песнями проезжали доярки на дойку, как было много детей на селе и она надеется, что это когда-нибудь вернётся.
Односельчане маму очень уважают, часто звонят, спрашивают как здоровье, как дела у мамы, приходят навестить ее. Мама сейчас живёт с младшей дочерью Валентиной, у неё отдельная комната, ей создан хороший уход и уют. Глава поселения Сергей Геннадьевич Курганов тоже навещает маму, приезжает поговорить с ней, поздравить с праздником, дарит ей подарки. Частый гость – председатель совета ветеранов Углицкого – Зинаида Васильевна Вавилова.
Здоровье, конечно, уже не на уровне: скачет давление, теряется память, бессонница. Тут приходят на помощь медицинские работники: в любую погоду, в любое время суток. Это Рамзия Радиковна Евстафьева и Ирина Николаевна Титенкова. Спасибо вам!
Маму сейчас уже одну не оставить и мы, дети, благодарны соседям (всех и не перечислишь), которые в любое время придут на помощь.
Папа нам мало рассказывал о войне, а мама до сих пор вспоминает и страшные годы. Иногда ночью ей по-видимому снится война и она кричит, что нужно бежать, вскакивает и просыпается.
В год 75-летия Великой Победы хочу поздравить всех с праздником, а особенно – свою любимую мамочку и пожелать ей здоровья и дожить до векового юбилея. Мы – дети, внуки, правнуки и праправнук – низко кланяемся маме и говорим спасибо!
В год Великой Победы жительница Чесмы Людмила Ивановна Засова рассказала о непростой судьбе своей мамы – Елены Фоминичны Матусевич, на долю которой пришлись непростые военные годы:
Опубликовано в
По праву памяти живем