– Нас было человек шесть, мы по двое чередовались, чтобы пасти, – вспоминает Николай Павлович. – В 1943 году фашисты дошли и до нашей родной деревни. Помню, один из наших ребят пошел за чем-то в деревню, а так уже хозяйничали немцы. Он как-то сумел вырваться и предупредил нас об опасности.
Всех жителей из его родной деревни угнали в плен, а деревню сожгли… Мальчишки очень долго скитались по лесу, боялись идти в деревню. Питались грибами: «оторвешь ножку у сыроежки и – в рот, тем и сыты были», ягодами. Пытались даже коров подоить, только вот посуды подходящей не было, поэтому один из друзей Николая надоил молока в бутылку, которая была у него с собой.
– Помню, выпили все по глоточку, и бутылка наполовину опустела, – рассказывает Николай Павлович. – А мы даже и не напились…
Скотину ребята потом перегнали в сараи, которые почти не пострадали, потому что стояли в их деревне вдали от домов, которые сожгли фашисты.
Всю войну Николай скитался по лесам, жил то у одной, то у другой тетки, пас частный скот, голодал. Трудно было, тяжело и страшно, да и родных рядом никого не было. Бабушку и маму с сестрами угнали в плен, отец воевал на фронте и о них не было никаких известий.
Победный май 1945 года принес радостные вести пареньку. Вернулись из фашистской неволи родные люди, а вскоре с фронта пришел и отец. Стали потихоньку-помаленьку обживаться, строить новое жилье. Вот только отец недолго оставался в семье, ушел жить в другую деревню и все тяготы по восстановлению разрушенного хозяйства легли на плечи мамы и юного Николая, который заменил сестрам отца. Много и упорно приходилось ему трудиться – пахал землю на волах и лошадях. Все вместе сеяли рожь (жито), садили много картошки, убирали серпами.
Еще до войны успел Николай окончить начальную школу, а сразу же после войны решил продолжить образование, но за военные годы все знания, можно сказать, испарились из головы парнишки. Поэтому после сдачи экзамена при поступлении, учительница посоветовала ему снова поступить в пятый класс, чтобы вспомнить школьную программу.
– Начал я снова учиться – писали мы тогда на старых газетах, на бересте, – вспоминает юбиляр. – Но, если честно, учиться мне не очень нравилось, потому что в школу нужно было очень далеко добираться. Спросил у отца, а ему тогда уже всё равно было, он ответил: «Не хочешь учиться, не учись!». Так я в 1946 году и перешел в колхоз работать.
Однажды Николай повстречал юную красавицу Женечку, в которую влюбился без памяти. Да и она отвечала ему взаимностью. Правда, мама Жени была против их отношений, но молодые люди, несмотря на её запрет, убежали в другую деревню и зарегистрировали свои отношения. Так появилась молодая семья Недашковских. Спустя год на свет появился первенец – дочь Елена. В те годы в Белоруссии жилось очень трудно – голод подступал вплотную. В колхозе работали целый год, чтобы получить небольшой мешок пшеницы и всё, ни зарплаты, ни трудодней. Выживали за счет своего огорода, да своего хозяйства. Решили Недашковские поехать на целину. В 1960 году отправились в товарных вагонах в Казахстан.
– Дней десять мы добирались, – рассказывает Николай Павлович, – но, когда приехали, подумали, что в сказку попали. Мы устроились на работу, стали получать настоящую зарплату, да и еды здесь было до отвала.
В Казахстане у Недашковских родилась вторая дочь – Светлана. И всё бы было хорошо, но вот здоровье Евгении Федоровны стало пошаливать. Врачи посоветовали вновь вернуться в родной климат, в Белоруссию. Пришлось вновь переезжать. И, действительно, здесь Евгения Федоровна пошла на поправку. Жили они тогда в рабочем поселке, Николай Павлович работал на шпалзаводе.
– Родственники в то время у нас жили на Урале, – вспоминает Николай Павлович. – они-то нас сюда и перетянули. В 1965 году мы переехали в Чесму.
Здесь у Недашковских родился сын Иван. Николай Павлович устроился на работу в лесничество. Почти двадцать лет он трудился в лесном хозяйстве. Несколько лет работал в центральной котельной. Везде и всегда он трудился, не жалея себя, самоотверженно, за что неоднократно был удостоен разных почетных званий, наград.
С женой Евгений Федоровной они прожили в любви и согласии 63 года, сейчас, к сожалению, она ушла из жизни. Николай Павлович живет вместе со старшей дочерью Еленой, которая заботится о нем, опекает, не дает ему унывать. Юбиляр, несмотря на свой почтенный возраст, сохранил удивительную ясность ума и жизнелюбие. Оставайтесь таким же ещё долгие годы, Николай Павлович, на радость своим родным и близким!
Ольга БУРОВА
Фото автора