– Родился в Чесме, закончил школу, а затем и курсы водителей, начал работать на хлебоприемном пункте, после чего 9 ноября 1974 года меня призвали в армию, – рассказывает Владимир Григорьевич. – Вместе с Володей Устиновым попали в учебку в литовский город Каунас.
Оказавшись в батальоне тяжелой техники, молодые чесмяне учились собирать купола, заряжать таймер для выброса парашюта, ставить на платформы БДМ (боевые машины десанта), а также выбрасывать тяжелую технику.
– Через полгода учебы меня по распределению направили в город Витебск, расположенный в Белоруссии. Там, находясь на должности заместителя командира взвода, проходил курсы с молодыми бойцами, в ходе которых мы выезжали на полевые выброски и учения, – вспоминает Владимир Харлап. – Также принимал участие в учениях во Львове, где выбрасывали всю дивизию.
Как признается Владимир Григорьевич, прыгать с парашютом было совсем не страшно, а, наоборот, интересно.
– Еще в учебном центре, ротный уговаривал нас поступать в Рязанское командное училище. Но мы с Володей Устиновым подумали и решили идти в боевую часть – там и веселей, и попрыгать с парашютом можно, – улыбается младший сержант в запасе Владимир Харлап. – Самая большая высота, с которой прыгал, – 800 метров. А так, в основном, прыгали с 550-600 метров. На самом деле, чем выше, тем лучше и безопасней прыгать.
За все время службы чесменский военнослужащий сделал 22 прыжка. В самом конце службы его в качестве начальника контрольно-технического пункта направили на уборку, где он пробыл два с половиной месяца.
– Служить в армию я шел с большим желанием, в то время это было престижно, и вопрос служить или не служить, просто не возникал. К тому же, если не послужишь – смотрят на тебя как-то не так, – рассказывает Владимир Григорьевич. – И сама служба мне тоже очень нравилась. Старшие по званию не обижали. Мы много времени уделяли занятиям спортом. Даже была такая традиция: кто сдает лучше остальных нормативы, тех выводили на сеансы в кинотеатр. Да и опасных ситуаций во время службы не возникало. А вот после того, как я уволился, начались военные действия в Афганистане, и если бы я остался в армии, скорее всего, попал бы именно туда.
Между тем, солдату-десантнику предлагали остаться на службе, но он принял решение вернуться домой.
– В Витебске со стороны мамы было много родственников, и когда она приезжала в Белоруссию, уговаривала меня продолжать работать в этой сфере. Комбат также предлагал поступать в высшее военное училище, но я был непреклонен, – говорит Владимир Григорьевич.
В 1976 году он вернулся на малую родину.
– Пошел работать на прежнее место – ХПП, через год мне предложили место в больнице – там я на протяжении 19 лет отработал в должности завгара, – рассказывает чесмянин. – Затем была работа на предприятии «Факел», спустя 13 лет ушел трудиться в «Яшму» на место заместителя директора.
Сегодня Владимир Харлап поддерживает отношения с бывшими сослуживцами.
– Общаемся с Володей Устиновым и Толей Нестеренко – с ними вместе мы были в учебке. А вообще, нас тогда с Урала около 900 человек направили в Каунас, – уточняет Владимир Григорьевич. – На праздниках ВДВ также общаюсь с другими ветеранами-десантниками.
Наталья КОРОЛЬКОВА
Фото автора
Любое использование материалов запрещено без согласия автора